Концепция воспитательной работы

Воспитательная работа в ОГБПОУ  «Ивановский колледж легкой промышленности»

Система воспитательной работы ОГБПОУ «Ивановский колледж легкой  промышленности» — это развивающийся во времени и пространстве самоорганизующийся комплекс взаимосвязанных компонентов, направленный на создание условий для самореализации, самосовершенствование и самоактуализацию личности будущего специалиста.

Программа развития воспитательной работы ОГБОУ СПО «Ивановский колледж легкой  промышленности» призвана:

  • реализовать программы адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания,
  • создать с целью оказания комплексной социально-психологической поддержки и социальной защиты студентов социально-психологическую службу колледжа,
  • совершенствовать систему студенческого самоуправления,
  • увеличить число творческих объединений, клубов, кружков по интересам и спортивных секций,
  • активизировать работу по организации и проведению вечеров отдыха, выставок, концертов, спортивных праздников, тематических встреч,
  • мотивировать студентов и обучающихся к активному участию в  общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных акциях,
  • оптимизировать систему поощрения студентов и обучающихся за достижения в учебе и внеучебной деятельности,
  • увеличить число преподавателей, обучающихся и студентов и их родителей, удовлетворенных воспитательной работой в колледже.

Приоритетами воспитательной работы  являются: формирование общей культуры личности обучающихся и студентов, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

 

Цель программы: Создание воспитательного пространства колледжа,  обеспечивающего развитие обучающегося как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Задачи:

  • Сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • Воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
  • Разностороннее развитие подростков;
  • Формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности;
  • Воспитание у подростков целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
  • Формирование основ культуры здоровья;
  • Формирование сознательного отношения к семейной жизни;
  • Формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Принципы реализации программы воспитания:

  • Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  • Взаимодействие трех факторов: семьи (ее замещающей), колледжа, общества.
  • Творческое начало воспитания.
  • Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.
  • Сотворчество – совместный поиск истины.
  • Перспективность — направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития воспитательной работы в районе.
  • ·         Рефлексия — самооценка, самоанализ деятельности, позволяющая отслеживать качество повышения воспитательной работы.

Концептуальные подходы к построению модели системы воспитательной работы в ОГБОУ СПО «Ивановский колледж легкой  промышленности»:

  • ориентация на становление и развитие ключевых и профессионально–личностных компетентностей студентов;
  • понимание сущности воспитания как создания условий для развития и саморазвития личности студента, т.е. конструирование соответствующей среды, воспитательного пространства;
  • плюрализм и вариативность воспитательных технологий, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная и социокультурная направленность воспитания.

 

Методологическую основу проектирования воспитательной деятельности составляет концепция «Системное построение системы воспитания» (авторы: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.).
В своем выборе мы руководствовались тем фактом, что многие обучающиеся в колледже происходят из социально–незащищенных слоев населения, имеют проблемы в социализации и адаптации в обществе. Предлагаемые в рамках реализации программы воспитательной работы мероприятия являются частью процесса социализации обучающихся, помогая им адаптироваться в образовательно–профессиональной среде, формируя у них культуру самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Содержание и основные направления воспитательной деятельности

  • Духовно-нравственное воспитание – создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.
  • Гражданское, патриотическое и правовое воспитание – меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, учебного заведения; усвоению норм права и модели правомерного поведения.
  • Профессионально-трудовое воспитание – формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.
  • Эстетическое воспитание – содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.
  • Здоровый стиль жизни и физическое воспитание – совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов,

В целях реализации концепции воспитания в колледже создана структура управления воспитательной работой, особенностью которой является то, что обучающийся и студент являются объектом воздействия со стороны специалистов — непосредственных участников образовательного процесса, в котором основная роль принадлежит мастеру п/о, классному руководителю.

Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося и студента. Воспитательная система динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации.

 

Социальные партнеры воспитательной деятельности:
Воспитательная деятельность колледжа строится также на сотрудничестве с социальными партнерами:

— ОГБОУ СПО «Ивановский колледж культуры»

— Областное государственное учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи ­­­­­­­­­­­­ семье и детям»

— ОГУ «Ивановский дом национальностей»

— Центр занятости населения города Иваново

— Совет ветеранов «Меланжист»

— КДН и ЗП при Администрации г. Иваново

— Подростковый наркологический диспансер

— Центр планирования семьи

— ПДН ОП № 3, № 4, № 1  УМВД по г. Иваново

— Центр «СПИД»

— ФСО «Юность России»

Направления и механизм реализации программы

  1. 1.                  Создание условий для развития воспитательной работы — создание нормативно – правовой базы, заседание творческой лаборатории по проблеме гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания, мониторинг на выявление уровня воспитанности, реализация программы адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, организация и проведение экскурсий по памятным местам, проведение тематических линеек, направленных на формирование культурных норм поведения, посещение концертных программ, участие в областных фестивалях и конкурсах, организация и проведение тематических классных часов, «Часы общения», вечеров отдыха, выставок, концертов, спортивных праздников, тематических встреч.
  2. Мотивация учебной деятельности, создание условий для самосовершенствования через самопознание, саморазвитие и самореализацию — наблюдение за поведением обучающихся 1-х курсов во время занятий и вне учебной ситуации, консультирование обучающихся по вопросам адаптации в колледже по различным вопросам, родительское собрание по ознакомлению с Уставом, локальными актами колледжа, создание банка данных обучающихся, находящихся в социально – опасном положении, запись в кружки художественной самодеятельности, спортивные секции  кружки по предметам по интересам, формирование банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание социального паспорта колледжа на учебный год, проведение конкурсов, фестивалей, акций, вечеров отдыха
  3. Создание условий для формирования сплоченного студенческого коллектива, выделение актива колледжа, обладающего организаторскими и коммуникативными способностями — методический семинар для мастеров п/о, классных руководителей: «Лидер группы в классном коллективе:  Проблемы и решения», организация студенческого самоуправления в группах (выбор актива группы), перевыборы актива колледжа,  планирование работы его актива, заседание совета органов студенческого самоуправления, планирование работы творческих лабораторий, совместная трудовая деятельность студентов и педагогов колледжа, проведение внеклассных мероприятий
  4. Организация информационной работы, направленной на расширение культурно-правовых знаний, формирование духовно-нравственных ценностей, пропаганда здорового образа жизни— Единый день профилактики «Подросток и закон», цикл лекций – бесед совместно с ОДН ОП № 1, № 4 УМВД  России по г. Иваново «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних» Заседания волонтерского отряда «Сочувствие», дискуссионный клуб с Уполномоченным по правам ребенка, акции здорового образа жизни: «Участив в конкурсах на знание основного закона «Конституция РФ» и т.д.
  5. Создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания; формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений; формирование профессионального самоопределения; повышение роли студенческого периода обучения. Ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда— участие в городских акциях «Чистый город» и др., организация дежурства, акций, шефской помощи, работа по уборке  прилегающей территории, работа по профориентации обучающихся.
  6. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания – организация деятельности ВСК «Патриот», акция милосердия  «День пожилого человека», конкурс патриотической песни, сочинений, встреча с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, уроки мужества, заочные экскурсии по музеям боевой славы и т.д.
  7. Разработка системы мероприятий на уроках теоретического обучения, направленных на формирование культуры обучающихся; привитие общепринятых норм и правил поведения в быту и общественной среде — выпуск газеты, участие в научно – практических конференциях, семинарах, презентаций,  оформление стенда «Колледж и мы», игры, конкурсы, факультативные занятия, конкурсы творческих работ и т.д.


В процессе работы с обучающимися применяются сметоды, приемы и формы:
— ролевые, деловые, творческие игры;
— интеллектуальные разминки;
— элементы дискуссий;
— мини-лекции;
— проблемные ситуации;
— психологические тренинги;
— диалоги (мотивационные, рефлексивные);
— профессиональный практикум;
— коллективно-творческие дела.

Программа развития воспитательной работы охватывает основные направления воспитания, которые позволяют обучающимся реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным со стороны государства и общества.


//начало счетчика   //конец счетчика